Навигация
Пользователи
Рейтинг@Mail.ru



Счетчик тИЦ и PR

Последние статьи
День пожилых людей
День матери
Разрушенные святыни ...
Из истории образован...
C Днём рожденья
ОЧЕПЯТКА
Система Orphus
Иерархия статей
Статьи » Краеведение » Разрушенные святыни родного края
Разрушенные святыни родного края
   

   Постановили: 1. Ходатайство верующих отклонить. 2. Предложить Тульскому губисполкому рассмотреть вопрос о возможности использования здания Сретенской церкви под культурные учреждения» (6).
    Более 1300 туляков, жителей Заречья, просили горсовет оставить верующим Сергиевскую церковь. В другом прошении 184 жителя просили не разбирать колокольню Сергиевской церкви, так как колокольный звон заменял им часы. Во всех случаях ответ властей был категоричный: « Нет!»
Совет при тульском кафедральном соборе в январе 1930 г. направил на имя председателя церковной комиссии П.Г. Смидовича докладную записку: « Идя навстречу культурных нужд города, совет при Соборе не будет претендовать на пользование двумя Соборами, но просит Окрисполком оставить в нашем пользовании один хотя бы Собор, Успенский летний, какой помимо архитектурных достоинств имеет громадное культурное значение по своему убранству как в художественном отношении, так, в особенности, со стороны церковной символики» (в стенах этого уникального храма предполагалось устроить антирелигиозный музей, зимний же, Богоявленский собор планировалось переоборудовать под дворец физкультуры).
    15 февраля 1930 г. президиум Московского облисполкома по ходатайству Тульского горсовета постановил закрыть оба кремлевских собора и церкви Сергиевскую, Георгиевскую, Старую Никитскую, Спаса, Александра Невского, Николо – Зарецкую, Донскую, Феодосия и Николо – часовню. Здания передавались горсовету для использования в культурно – просветительных целях. Только благодаря прошениям верующих и духовенства, направлявшимся во ВЦИК, после полугодовой переписки из предлагаемых к закрытию храмов удалось отстоять шесть: соборы в кремле, Сергиевскую, Николо – Зарецкую, Феодосийскую и Николо – часовню. Последняя просуществовала недолго, во второй половине 30-х гг. ее разобрали, обещая возвести на этом месте двухэтажный дворец – кинотеатр с концертным залом и кафе. Сейчас на этом месте стоит унылая пятиэтажка (3).   Изъятые из церквей предметы культа подлежали реализации через «Рудметал-торг» Госбанк, хозяйственный отдел ОГПУ и ленинградский «Антиквариат». Колокола, подсвечники, лампады, ризы, иконы из цветного металла отправлялись на переплавку через тульское агентство «Металлом». Изделия из золота и серебра – в Госбанк. Иконы и иконостасы без позолоты, которые по каким – либо причинам нельзя было продать, подлежали уничтожению. Металлические и деревянные предметы с позолотой, не имевшие художественной ценности, реализовывались через хозяйственный отдел ОГПУ. Шкафы, скатерти, дорожки нашли применение в госучреждениях. Окружной музей приобрел 19 икон по цене 3 рубля за штуку.
    Заслуживает внимания документ о Сретенской церкви за 1929 г.: « В настоящее время Госторгом РСФСР организуется продажа иконостасов за границу (целиком или фрагментами), и упомянутый иконостас может быть использован для этой цели. Принимая во внимание, что Сретенская церковь ликвидируется под ссыпку хлеба, сохранение иконостаса на месте абсолютно не будет мешать этому ее использованию. Необходимо лишь зашить иконостас на высоте первого яруса тесом» (8).
    Как круги расходятся по воде от брошенного камня, так же ширился процесс уничтожения церкви. Маховик репрессий набирал обороты. Так в этот бешеный водоворот попали церквушки самых отдаленных и глухих селений.
    В Ленинском районе в 25 км от Тулы по Старокалужской дороге расположилось старинное село Алешня. В ХУ11 в. Это село значилось как фабричное. Здесь купец Иван Лугинин построил фабрику по производству парусов для российского флота. В 1756 г. его сын Илларион построил здесь Покровскую церковь. До середины 50-х гг. ХХ в. Она была действующей. За полстолетия из охраняемого памятника она превратилась в загаженный сарай.
«Наставали тогда уже самые почти сумерки, когда мы въезжали в Богородицк. При въезде в оный я не узнал почти его: столь многие и большие перемены произошли уже в оном с того времени, как я его в первый раз видел. На месте бывшего тогда пакостного гостиного двора и лавочек увидел я уже превеликую площадь и посреди оной воздвигнутую огромную и вчерне уже почти отделанную церковь…» Так писал в своих мемуарах А.Т. Болотов, назначенный в 1776 г. управителем Богородицкой царской волости.
    До революции в городе на три с лишним тысячи жителей приходилось четыре действующих церкви. Их купола и шпили, увенчанные крестами, открывались взору из любого уголка. Храмы словно парили над приземистыми домишками, утешая в горе и устремляя помыслы людские к высокому. Вечному.
Время пощадило лишь ныне действующую Успенскую церковь, выстроенную в первой трети Х1Х в., и памятник архитектуры ХУ111 в. Казанский храм – Изумительное творение русского зодчего И.А. Старова.
    В старинном болотовском парке, неподалеку от дворца графов Бобринских, замерла эта белокаменная красавица, не избежавшая атеистических репрессий. Новая власть храм закрыла, а фрески местный ретивый администратор повелел замазать известью, которая начисто уничтожила живописный слой. И стала церковь обыкновенным складом.
    Пример святотатства заразителен. Зазвенели разбитые стекла, стены и колонны запестрели автографами отроков и отроковиц, не обремененных исторической памятью и вечными нравственными заповедями, брызгами разлетелись осколки памятной доски.
О Казанском храме немало забавного слагали в народе. К примеру, в брежневские времена передавалась почти анекдотическая история о том, как появился на церковном куполе некогда сброшенный крест. Если верить молве, нагрянул как – то из Англии в Богородицк потомок Бобринских. На родовое гнездо захотелось ему взглянуть. Власти в панике: показать – то нечего, и дворец разваливается, а тут еще Казанская без креста, словно без одежды. Неудобно перед заморским гостем за простоту нашу. Ну и одним махом вышли из положения – вернули храму крест. Граф, правда, все равно недовольным укатил (9).
    Быль это или вымысел – трудно сказать. Но само появление подобных рассказов свидетельствовало об осуждении многими богородчанами осквернение храма – памятника.
    Только в апреле 1969 г. памятником архитектуры была объявлена церковь Флора и Лавра (ул. Мосина, 17), которую одно время собирались приспособить под библиотеку оружейного завода.
    Молох разрушения не обошел стороной и наш Дубенский район. Судьба церквей была окончательно решена к концу 30 – гг. ХХ в. Одни были закрыты и переданы местной властью под склады, зернохранилища, школы, другие – разрушены.
Церковь Архангела Михаила (1832 г.) в с. Бабошино стала зернохранилищем, позже складом минеральных удобрений (сейчас это развалины). Никольская церковь в с. Панковичи была превращена в склад сельхозинвентаря. Под школу переоборудовано было здание церкви Параскевы-Пятницы в с. Протасово, храм Петра и Павла в Дубне превратился в дом культуры.
    Трагичной оказалась судьба церквей в сёлах. Старое и Новое Павшино. Новопавшинский Воздвиженский храм решили взорвать (видимо по примеру храма Христа Спасителя в Москве) и взорвали. Уцелела только колокольня, да и только потому, что побоялись, как бы при взрыве она не рухнула на рядом расположенную школу. Кирпич использовали для строительства складов, скотных дворов. В нижней части колокольни до конца 70-х гг. размещался склад горюче-смазочных материалов. И это несмотря на решение облисполкома от 1969 г. о признании колокольни памятником архитектуры. Дальнейший процесс осквернения продолжили молодые строители «коммунистического завтра» и продолжает непоротое поколение.
    Во второй половине 50-х гг. прошлого века по кирпичику разобрали церковь в с. Старое Павшино и построили на реке Упе ГЭС, проработавшую, кстати, недолго.
    Разрушается на глазах Борисо-Глебская церковь в с. Поречье (1804 г.). В 1969 г. снята с охраны церковь в с. Воскресенском. Руины теперь на месте Спасопреображенской церкви в с. Якшино, строительство которой было начато в 1817 г. на средства помещика Николая Филипповича Гордеева. До 1977 г. здание еще сохранялось (там располагался молокозавод). Сейчас «памятник» вакханалии 20 – 30-х гг. ХХ в. «украшает» территорию зоны отдыха ЦКИБ СОО «Ясный берег».
    В районе действующей оставалась только одна церковь – в с. Карачево.
    До 1917 г. на территории современного Дубенского района действующие церкви были во многих крупных населенных пунктах: с. Новое Павшино – Крестовоздвиженская (1731 г), с. Старое Павшино – Крестовоздвиженская (1832 г.), с. Панковичи – Святителя и Чудотворца Николая (1735 г.), с. Бабошино – во имя воина Архангела Михаила (1832 г.), с. Березово – Успения Божьей Матери (1807 г.), с. Веригино – Христорождественская (1754 г.), с. Воскресенское на Упе – Обновление Храма Воскресения Христова (1825 г.), с. Вялино – Обновление Храма Воскресения Христова (?), с. Карачево – Святителя и Чудотворца Николая (1865 г.), с. Лошачи – Покрова Пресвятой Богородицы (1902 г.), с. Лужное – Во имя Пресвятой Троицы (1866 г.), с. Любень – Казанской Божьей Матери (1799 г.), с. Опочня – Во имя Святителя и Чудотворца Николая (1754 г.), с. Поречье – Святых мучеников Бориса и Глеба (1804 г.), с. Протасово – Святой мученицы Параскевы (1831 г.), с. Радуговищи – Во имя Святителя и Чудотворца Николая (1799 г.), с. Скоморошки – Покрова Пресвятой Богородицы (1829 г.), с. Шатово – Во имя Владимирской Божьей Матери (1817 г.), с. Якшино – Преображения Господня (1817 г.), с. Ясеновое – Во имя Святителя и Чудотворца Николая (1876 г.), п. Дубна – Во имя святых Петра и Павла.
    В настоящее время сохранилось и действуют два храма – в с. Карачево и с. Протасово (с конца 90-х гг. ХХ в.), к началу 2000-х гг. возродился храм в п. Дубна. Остальные или были разрушены, или разрушаются, или обезображены человеческим грехом, насилием, стяжательством, проступают подобно трупным пятнам на фоне современных достижений цивилизованного мира.
    Сейчас у многих людей все настоятельнее обнаруживается тяга к справедливости, честности, состраданию, милосердию. Люди устали от сцен насилия, ужаса и непрерывного разврата, наводняющих жизнь средствами массовой информации. Душа человека, будучи по природе своей христианской, жаждет иных, духовносозидательных и ободряющих примеров. Отрадно видеть, как возрождаются за последнее время многие святыни родного края.
    Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения то, что в духовном возрождении нашего края велика заслуга православных храмов. Люди начали думать не только о сиюминутном, но и о вечных проблемах смысла человеческого существования.

Шемелёв Ю.И. учитель истории МОУ Новопавшинской ООШ

Примечания.
1. Захарова Л. Как гибли Тульские храмы. «Молодой коммунар», 6. 07. 1989.
2----- 8. Там же.
9. Любимов И. Обретая память. «Молодой коммунар», 8. 03. 1989.


Л И Т Е Р А Т У Р А
Андросов А. Как гибнет красота. « Молодой коммунар», 13. 02. 1990.
Болотов А.Т. Записки Андрея Тимофеевича Болотова 1737 – 1796 гг. Тула, 1988.
Захарова Л. Как гибли Тульские храмы. «Молодой коммунар», 6. 07. 1989.
Любимов И. Обретая память. «Молодой коммунар», 8. 03. 1989.
Малицкий П.И. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895.
Овчинников Д. Из истории нашего района. «Ленинец» (Дубенский р-н), 3. 03. 1990.
Солоухин В. В свете дня. М., 1992.
Шевчук А. Церковь Успения Павшинской слободы. «Молодой коммунар», 20. 03. 1990.
Шевчук А. В списке «числящихся». «Молодой коммунар», 13. 04. 1989.
Шевчук А. В соседстве стилей. «Молодой коммунар»

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Для слабовидящих

Панель входа
Имя:
Пароль:
Запомнить?


[ Регистрация ]
[ Забыл пароль ]
Внимание всем!
ШокНе забывайте делать перерыв при работе с компьютером, а также упражнения для глаз!Сердитый
Категории статей
Краеведение
О школе
Поэзия