Мониторинг физического развития обучающихся

 за 2012-15 учебные годы

 

Мониторинг физического развития обучающихся включает в себя ряд тестов по оценке физической подготовленности школьников, разработанных специалистами в ходе реализации проекта «Совершенствование деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры» в рамках Федеральной целевой программы развития образования в 2009 году.

Для проведения сравнительного анализа тестирование проводится учителем физической культуры общеобразовательного учреждения в начале и в конце учебного года. В дальнейшем при помощи таблиц (с нормативами, различающимися в зависимости от пола и возраста ребенка) можно оперативно проанализировать данные физического развития обучающегося за разные годы обучения в школе. Интегральная оценка физической подготовленности обучающегося на основании результатов всех проведенных тестов выставляется учителем физической культуры.

Для проведения мониторинга физического развития обучающихся общеобразовательных учреждений взяты тесты, входящие в систему общероссийского мониторинга, оценочная шкала разработана Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры и спорта (ВНИИФК). Оценка физического развития обучающихся 7-18 лет проводится согласно нормативам по следующим двигательным качествам: скоростно-силовые – прыжок в длину с места; выносливость – бег 1000 м.; скоростные – бег 30 м.; силовые – подтягивание (м), поднимание туловища из положения лёжа за 30 с. (д).

Уровень физической подготовленности обучающихся в 2012-13 уч. году

 
 
                         

Класс

Высокий уровень физического развития

Уровень выше среднего

Уровень средний

Уровень ниже среднего

Уровень низкий

Общее количество обучающихся

 

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

 

1

 

0,0

 

0,0

1

100,0

 

0,0

 

0,0

1

 

2

1

20,0

1

20,0

1

20,0

1

20,0

1

20,0

5

 

3

 

0,0

1

100,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

1

 

4

 

0,0

1

33,3

1

33,3

1

33,3

 

0,0

3

 

5

2

66,7

1

33,3

 

0,0

 

0,0

 

0,0

3

 

6

 

0,0

1

100,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

1

 

7

1

100,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

1

 

8

2

40,0

 

0,0

2

40,0

1

20,0

 

0,0

5

 

9

5

55,6

2

22,2

1

11,1

 

0,0

1

11,1

9

 

Итого

11

37,9

7

24,1

6

20,7

3

10,3

2

6,9

29

 
                         
                         
                         

Уровень физической подготовленности обучающихся в 2013-14 уч. году

 
 
                         

Класс

Высокий уровень физического развития

Уровень выше среднего

Уровень средний

Уровень ниже среднего

Уровень низкий

Общее количество обучающихся

 

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

 

1

1

100,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

1

 

2

 

0,0

 

0,0

1

100,0

 

0,0

 

0,0

1

 

3

1

20,0

1

20,0

1

20,0

1

20,0

1

20,0

5

 

4

 

0,0

1

100,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

1

 

5

 

0,0

1

33,3

1

33,3

1

33,3

 

0,0

3

 

6

2

66,7

1

33,3

 

0,0

 

0,0

 

0,0

3

 

7

1

100,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

1

 

8

1

100,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

1

 

9

2

40,0

 

0,0

2

40,0

1

20,0

 

0,0

5

 

Итого

8

38,1

4

19,0

5

23,8

3

14,3

1

4,8

21

 
                         
                         
                         

Уровень физической подготовленности обучающихся в 2014-15 уч. году

 
 
                         

Класс

Высокий уровень физического развития

Уровень выше среднего

Уровень средний

Уровень ниже среднего

Уровень низкий

Общее количество обучающихся

 

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

%

чел

 

1

 

0,0

1

33,3

1

33,3

1

33,3

 

0,0

3

 

2

1

50,0

1

50,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

2

 

3

 

0,0

 

0,0

 

0,0

2

100,0

 

0,0

2

 

4

 

0,0

1

25,0

1

25,0

1

25,0

1

25,0

4

 

5

 

0,0

1

100,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

1

 

6

 

0,0

1

25,0

1

25,0

1

25,0

1

25,0

4

 

7

2

100,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

2

 

8

1

50,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

1

50,0

2

 

9

1

100,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

 

0,0

1

 

Итого

5

23,8

5

23,8

3

14,3

5

23,8

3

14,3

21

 

 

Графики уровня физической подготовленности обучающихся по годам

Исследуя данные мониторинга можно сделать вывод, что на протяжении 2013-2015 г. большая часть учащихся имеет высокий средний уровень физического развития, но в то же время, таких учащихся менее 50% и в 2015 году их число уменьшилось до 23,8%, одновременно детей с низким уровнем развития увеличилось к 2015 г. в сравнении с 2014 г. с 4,8% до 14,3%. Анализируя данные таблиц, это снижение можно объяснить прибытием новых учащихся в 8 и 6 классы из других школ, именно эти ребята показали низкий уровень физического развития, а так же уход из школы выпускников 9 класса с высоким уровнем. У остальных учащихся в среднем физическое развитие осталось на прежнем уровне.

Выводы:

Для укрепления физического здоровья, повышения уровня общей физической подготовленности учащихся в структуре урока мне необходимо внести корректировку для обеспечения его оздоровительной направленности следующее:

- Физические упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на организм, стимулировать деятельность всех его систем.

- Физические нагрузки должны быть оптимальны.

- Главное направление в развитии двигательных качеств должны быть: усиленное развитие скростно-силовых качеств, быстроты, выносливости, силы.

- Необходимо учитывать половые особенности (с учетом возраста).

- Соблюдение в методике работы личностно-ориентированного подхода.

- Обучать учащихся профилактике и исправлению нарушений осанки, плоскостопия, ожирения.