Навигация
Пользователи
Рейтинг@Mail.ru



Счетчик тИЦ и PR

ОЧЕПЯТКА
Система Orphus
Роль музея в учебно-воспитательном процессе

     Сотрудничество музея и школы базируется на использовании специфических возможностей музея, в котором образование и воспитание строятся на основе подлинных музейных предметов. Ведущим средством образовательно-воспитательного воздействия выступает экспозиция. На её базе проводятся экскурсии и другие мероприятия.

     Перед музеем образовательного учреждения стоят следующие задачи:

ü  повышение уровня образованности учащихся;

ü  расширение их кругозора;

ü  развитие познавательных интересов.

     Приобретение знаний в музее происходит на основе конкретных чувственных впечатлений, наглядно - образного мышления, что особенно важно для детей и подростков.

    Музей образовательного учреждения является для учащихся источником новых знаний. Его привлекательность в значительной мере обусловлена возможностью знакомства с неизвестными ранее предметами и явлениями. Музей выступает также источником расширения, дополнения и углубления знаний. В музее знания о событиях и явлениях подкрепляются впечатлениями о предметах, документирующих

эти события и явления. Благодаря этому абстрактные значения переводятся в конкретные.

     Музей привлекателен для учащихся тем, что здесь они получают более полные и обстоятельные ответы именно на то, что их интересует. Поскольку познание в музее осуществляется на основе освоения подлинных памятников материальной и духовной культуры, расширяются сведения учащихся о предметном мире, формируются навыки предметного видения, развивается наблюдательность.

    Динамике информации, распространяемой средствами массовых коммуникаций,

музей противопоставляет сосредоточенный, неторопливый характер знакомства с предметами.

     Процесс познания в музее основан на наблюдательности. В развитии этого качества у школьников роль музея действительно уникальна, так как у современных учащихся, пользующихся различными источниками зрительно воспринимаемой ин - формации притупляется способность к наблюдению, у них всё более проявляется феномен “смотреть и не видеть”.

     Чрезвычайно важно, что компонентом познавательного процесса в мире становится эмоция. Учащиеся испытывают радость познания, волнение от встречи с неизвестным, глубокие эмоциональные переживания.

    Созданию особого эмоционального настроя способствует и то, что регламентируемые в музее правила поведения - медленное движение, сосредоточенное рассматривание экспонатов, разговор, не нарушающий тишины, - отличаются от принятых в повседневной жизни. Познание через эмоции - наиболее эффективный путь для воспитания убеждений.

     В образовательных учреждениях основное внимание уделяется приобретению знаний учащимися. Однако жизнь показывает, что полученные знания отнюдь не обеспечивают автоматически высокого уровня сознательности.

    Приобретение знаний в музее тесно связано с усвоением определённых идей, моральных ценностей и нравственных норм, эстетических идеалов. Повышая образованность и расширяя кругозор школьников, активизируя их интерес к прошлому и настоящему своего Отечества, региона, развивая их любознательность, музей решает важные воспитательные задачи.

     Большое значение имеет патриотическое в музее, предполагающее формирование исторического сознания. Музей осуществляет связь времён. Он даёт уникальную возможность сделать своими союзниками в воспитании молодёжи поколение тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, нравственности.

     Исходя из принципа историзма, являющегося основополагающим для музейной теории и практики, необходимо формировать у школьников понимание того, что на любом явлении, мнении, предмете обязательно лежит отпечаток истории. Историческое сознание приучает искать прежде всего корни, причину общественных явлений, как бы воспроизводить прошлое в его конкретности, ход и пути его развития,

чтобы потом найти оптимальный вариант решения современных проблем.

     Принцип историзма предполагает конкретный, а не абстрактный подход ко всем явлениям духовного и материального мира. Именно поэтому музей с его предметностью и конкретностью может оказать школе большую помощь в воспитании исторического сознания, в формировании понимания того, что музейные предметы вчерашнего и сегодняшнего дня - определённые звенья в цепи времени.

     Существенной частью воспитания молодёжи, особенно в настоящее время, является формирование у учащихся патриотизма и интернационализма. Музей осуществляет передачу огромного исторического опыта, накопленного нашим народом, молодому поколению. Отражая боевые, трудовые традиции народа, музей тем самым пропагандирует патриотические идеи.

     Немалый вклад музей вносит в экологическое воспитание молодёжи, располагая, базой пропаганды природоведческой тематики - музейными средствами.

     Важна роль музея в нравственном воспитании учащихся. Сосредоточенные в музее материалы помогут молодым людям овладеть опытом человечества, послужат толчком для размышлений над этическими проблемами, для самопознания. Нравственный опыт учащихся приобретают, когда сами вовлечены в музейную деятельность.

     Воспитывая у школьников уважительное отношение к музейным предметам, памятникам, имеющим историческую, художественную и общественную значимость,

музей формирует у них нравственное отношение к культурному наследию своего народа.

 Одной из частей воспитания в музее является трудовое воспитание. Решать эту

задачу позволяют материалы музея, в которых осуществлена творческая деятельность человека в самых различных сферах, возвеличивается мастерство и трудовые традиции народа. Кроме того, в музее учащиеся получают конкретные представления о содержании и условиях труда с древнейших времён. Помимо этого, музей школы имеет возможности организации учащихся на практические трудовые дела - оформление музейных экспозиций. Такой труд вызывает чувство сопричастности к общественно значимому делу.

    Значительна роль музея и в эстетическом воспитании учащихся. Основа эстетического воспитания в музее - эстетическое осмысление памятника, музейного предмета. Воздействуя на эмоциональную сферу молодого человека,  музейные предметы способны вызывать разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных явлений как прекрасных или безобразных, трагических или комических, возвышенных или низменных. Существенно, что не только единичный музейный предмет, но весь музей является значимой и воспитывающей средой.

    Таким образом, школьный музей располагает большими возможностями в решении различных задач воспитательного процесса в образовательном учреждении.

 

Шемелёв Юрий Иванович

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Для слабовидящих

Панель входа
Имя:
Пароль:
Запомнить?


[ Регистрация ]
[ Забыл пароль ]
Внимание всем!
ШокНе забывайте делать перерыв при работе с компьютером, а также упражнения для глаз!Сердитый