Сотрудничество музея и школы базируется на использовании
специфических возможностей музея, в котором образование и воспитание
строятся на основе подлинных музейных предметов. Ведущим средством
образовательно-воспитательного воздействия выступает экспозиция.
На её базе проводятся экскурсии и другие мероприятия.
Перед музеем образовательного учреждения стоят следующие
задачи:
ü
повышение уровня образованности учащихся;
ü
расширение их кругозора;
ü
развитие познавательных интересов.
Приобретение знаний в музее происходит на основе конкретных
чувственных впечатлений, наглядно - образного мышления, что особенно
важно для детей и подростков.
Музей образовательного учреждения является для учащихся
источником новых знаний. Его привлекательность в значительной мере
обусловлена возможностью знакомства с неизвестными ранее предметами и явлениями. Музей выступает
также источником расширения, дополнения и углубления знаний. В музее
знания о событиях и явлениях подкрепляются впечатлениями о
предметах, документирующих
эти события и явления. Благодаря этому абстрактные значения
переводятся в конкретные.
Музей привлекателен для учащихся тем, что здесь они получают
более полные и обстоятельные ответы именно на то, что их интересует.
Поскольку познание в музее осуществляется на основе освоения
подлинных памятников материальной и духовной культуры, расширяются
сведения учащихся о предметном мире, формируются навыки предметного
видения, развивается наблюдательность.
Динамике информации, распространяемой средствами массовых
коммуникаций,
музей противопоставляет сосредоточенный, неторопливый характер
знакомства с предметами.
Процесс познания в музее основан на наблюдательности. В
развитии этого качества у школьников роль музея действительно
уникальна, так как у современных учащихся, пользующихся различными
источниками зрительно воспринимаемой ин - формации притупляется
способность к наблюдению, у них всё более проявляется феномен
“смотреть и не видеть”.
Чрезвычайно важно, что компонентом познавательного процесса в
мире становится эмоция. Учащиеся испытывают радость познания,
волнение от встречи с неизвестным, глубокие эмоциональные
переживания.
Созданию особого эмоционального настроя способствует и то, что
регламентируемые в музее правила поведения - медленное движение,
сосредоточенное рассматривание экспонатов, разговор, не нарушающий
тишины, - отличаются от принятых в повседневной жизни. Познание
через эмоции - наиболее эффективный путь для воспитания убеждений.
В образовательных учреждениях основное внимание уделяется
приобретению знаний учащимися. Однако жизнь показывает, что
полученные знания отнюдь не обеспечивают автоматически высокого
уровня сознательности.
Приобретение знаний в музее тесно связано с усвоением
определённых идей, моральных ценностей и нравственных норм,
эстетических идеалов. Повышая образованность и расширяя кругозор
школьников, активизируя их интерес к прошлому и настоящему своего
Отечества, региона, развивая их любознательность, музей решает
важные воспитательные задачи.
Большое значение имеет патриотическое в музее, предполагающее
формирование исторического сознания. Музей осуществляет связь
времён. Он даёт уникальную возможность сделать своими союзниками в
воспитании молодёжи поколение тех, кто жил до нас, воспользоваться
их опытом в области науки, культуры, нравственности.
Исходя из принципа историзма, являющегося основополагающим для
музейной теории и практики, необходимо формировать у школьников
понимание того, что на любом явлении, мнении, предмете обязательно
лежит отпечаток истории. Историческое сознание приучает искать
прежде всего корни, причину общественных явлений, как бы
воспроизводить прошлое в его конкретности, ход и пути его развития,
чтобы потом найти оптимальный вариант решения современных проблем.
Принцип историзма предполагает конкретный, а не абстрактный
подход ко всем явлениям духовного и материального мира. Именно
поэтому музей с его предметностью и конкретностью может оказать
школе большую помощь в воспитании исторического сознания, в
формировании понимания того, что музейные предметы вчерашнего и
сегодняшнего дня - определённые звенья в цепи времени.
Существенной частью воспитания молодёжи, особенно в настоящее
время, является формирование у учащихся патриотизма и
интернационализма. Музей осуществляет передачу огромного
исторического опыта, накопленного нашим народом, молодому поколению.
Отражая боевые, трудовые традиции народа, музей тем самым
пропагандирует патриотические идеи.
Немалый вклад музей вносит в экологическое воспитание молодёжи,
располагая, базой пропаганды природоведческой тематики - музейными
средствами.
Важна роль музея в нравственном воспитании учащихся.
Сосредоточенные в музее материалы помогут молодым людям овладеть
опытом человечества, послужат толчком для размышлений над этическими
проблемами, для самопознания. Нравственный опыт учащихся
приобретают, когда сами вовлечены в музейную деятельность.
Воспитывая у школьников уважительное отношение к музейным
предметам, памятникам, имеющим историческую, художественную и
общественную значимость,
музей формирует у них нравственное отношение к культурному наследию
своего народа.
Одной из частей воспитания в музее является трудовое воспитание.
Решать эту
задачу позволяют материалы музея, в которых осуществлена творческая
деятельность человека в самых различных сферах, возвеличивается
мастерство и трудовые традиции народа. Кроме того, в музее учащиеся
получают конкретные представления о содержании и условиях труда с
древнейших времён. Помимо этого, музей школы имеет возможности
организации учащихся на практические трудовые дела - оформление
музейных экспозиций. Такой труд вызывает чувство сопричастности к
общественно значимому делу.
Значительна роль музея и в эстетическом воспитании учащихся.
Основа эстетического воспитания в музее - эстетическое осмысление
памятника, музейного предмета. Воздействуя на эмоциональную сферу
молодого человека, музейные предметы способны вызывать
разнообразные переживания, связанные с осознанием тех или иных
явлений как прекрасных или безобразных, трагических или комических,
возвышенных или низменных. Существенно, что не только единичный
музейный предмет, но весь музей является значимой и воспитывающей
средой.
Таким образом, школьный музей располагает большими возможностями
в решении различных задач воспитательного процесса в образовательном
учреждении.
Шемелёв Юрий Иванович