Навигация
Пользователи
Рейтинг@Mail.ru



Счетчик тИЦ и PR

ОЧЕПЯТКА
Система Orphus
Святой источник

 

 

В любую жару здесь прохлада царит,

По камешкам древним водичка бежит,

Ручей говорливый журчит в тишине,

Он тайну хранит лишь известную мне.

Б. Титов

1.     Вступление.

 

        На территории Тульской области немало родников и источников со святой целебной водой, которая возвращает людям здоровье и радость, исцеляя от различных недугов.

К числу наиболее известных можно отнести Кулюпановский источник в Алексинском районе, 12 ключей в Венёвском районе, святой источник на реке Колодия в Дубенском районе, источник святого пророка Ильи в Ленинском районе, святой источник в Осанове в Новомосковском районе, колодец Круч в Дубенском районе, Целительный родник Василия Прозренного в Белёвском районе, источник в селе Берёзово в Суворовском районе, Жабынь в Белёвском районе, родник у Жаровки в Белёвском районе,Гремячий источник в Белёвском районе, Прощённый колодец в Кимовском районе.

Наиболее известными в Дубенском районе являются святой источник на реке Колодня. Напоминает колодец, доверху наполненный водой. Когда-то возле нынешней деревеньки Сидоровка сражались войска Ивана Грозного, и вдруг из-под земли начал бить невероятной силы родник. Воины пили ту воду и становились сильнее. Широко известен также колодец Круч в селе Бредихино. Местные жители зовут источник Бредихинским чудом и рассказывают, что вода очень многим помогла справиться с болезнями и поставила на ноги, несмотря на неутешительные прогнозы врачей. Раньше на возвышенности стояла церковь, в низине текла река, а между ними и был расположен колодец со святой водичкой. Сейчас церковь разрушена.

Но в Дубенском районе есть ещё немало святых источников, ныне незаслуженно забытых.

Прекрасный источник имеется на западной окраине села Берёзово. Большой популярностью у людей пользуется источник на северо-восточной окраине с. Новое Павшино, именуемый Добрым колодцем. О нём существует такая легенда. Говорят, Петр I по пути из Москвы в Воронеж, где шло строительство флота, решил заехать в Тулу. Путь пролегал через Алексин. Был жаркий летний день. Петр и его свита притомились, всех мучила жажда. И вот, не доезжая до Павшина, путники увидели родник. Мощный поток воды вырывался из земных недр. Повеселел царь, повеселела свита. Напились. «Добрая водица», - молвил царь. « Добра, добра», - закивала свита. Отдохнули, набрали воды впрок и двинулись в путь. А родник с тех пор начали называть «Добрым колодцем».

 Но целью нашего повествования является описание Святого источника в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, который расположен на юго-западной окраине с. Новое Павшино. Мы попробуем исследовать происхождение источника, его современное состояние, его роль в жизни людей. При работе над данной темой мы использовали следующие методы: литературный (использование печатных источников), картографический метод (глазомерная съёмка плана местности), фотографирование, исторический (историко-географический и топонимический анализ). Помощь в нашей работе оказали материалы школьного краеведческого музея, а также исследовательские работы учащихся.

 

2.     Основная часть.

 

2.1. Географическое положение

 

Источник расположен на юго-западной окраине села Новое Павшино в глубокой балке. С севера территория ограничена шоссейной дорогой Дубна – Новокалужское шоссе. С запада и юга протекает река Рысня. С востока находится бывшая территория машинно-тракторной мастерской колхоза (сейчас здесь находится пилорама). От родника до шоссе 300 метров; до реки Рысни 100 метров; до железобетонной ограды на востоке приблизительно 50 метров.

Балка вытянулась с севера на юг. Длина её около 300 метров. Восточный склон балки крутой: крутизна составляет приблизительно 30°, высота склона более 7 метров. Северо-западный склон также достаточно крут. Дно балки заболочено и заросло осокой, рогозом, местами ивняком и ольхой.

 

2.2.         Современное состояние источника.

Источник находится на дне балки, дно которой полого спускается к югу, к реке Рысне. К югу от источника, вдоль русла ручья местность заболочена, заросла болотной травянистой растительностью и ольхой.

Вода выходит из-под земли и по бетонной трубе  стекает в обложенный камнем приямок, откуда продолжает свой путь к реке Рысне. Температура воды +8°, по сезонам изменяется на 1-3°(летом теплее, зимой холоднее). Мы попробовали определить мощность источника- за 7 секунд набрали десятилитровое ведро, то есть за одну секунду родник даёт 1,4 литра воды.

В непосредственной близости от источника установлена витрина, увенчанная крестом. В витрине несколько икон современного исполнения, среди которых икона Тихвинской Божьей матери, ящик для сбора пожертвований на благоустройство источника

Рядом с источником, южнее, установлена дощатая кабина для желающих совершить омовение святой водой. Севернее устроен столик и лавочки-можно отдохнуть и поразмышлять о чем-то возвышенном. В перспективе планируется установка купальни.

От источника к северо-западному склону идет дорожка, засыпанная гравием. На склоне устроена лестница из железобетонных плит с перилами. Вдоль дорожки посажены саженцы туи. На подходе к источнику установлен высокий крест с иконой Тихвинской Божьей Матери ( северо-западный склон балки). К западу от источника иконы Тихвинской Божьей Материна расстоянии 130 метров находится в небольшой ложбине ещё один небольшой источник, вода которого, как рассказывали сторожилы, помогала лечить глазные болезни (какие, установить не удалось). Несколько южнее основного источника находится ещё один. Вода его, говорят, снимала головные боли. Сейчас туда трудно подойти, подходы к нему заболочены, мешают густые заросли ивняка.

2.3.         Немного истории.

Выше мы написали современное состояние источника иконы Тихвинской Божьей Матери. Почему именно Тихвинской? Обратимся к П.И. Малицкому. В книге «Приходы и церкви Тульской епархии» при описании Воздвиженской церкви села Новое Павшино мы находим упоминание о том, что икона Тихвинской Божьей Матери у прихожан пользуется особым почитанием(«Особенно чтимыя прихожанами иконы - Тихвинской Божьей Матери и  Параскевы». – П.И.Малицкий. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895г., с.54) )

До 2008 года источник находился на 23 метра севернее современного.

  До 1937 рядом с источником находилась небольшая кирпичная часовня. В часовне перед иконой Тихвинской Божьей Матери постоянно горела лампада. В дальнейшем, когда власти закрывали повсеместно храмы, была разрушена и часовня. Окончательно следы её исчезли в начале 60-х годов, когда на западной окраине села, в непосредственной близости от источника, стали строить колхозную машинно-тракторную мастерскую.

Потребность в водоснабжении техники привела к тому, что на месте выхода подземных вод выкопали яму и опустили туда железобетонное кольцо. Когда к мастерской подвели водопровод, необходимость в колодце отпала. Изредка рабочие ходили туда за питьевой водой. Со временем подходы к роднику заболотились.

Местные жители называли источник «Крупчик». Попытки узнать у старожилов происхождение названия успехом не увенчались. Пришлось заняться топонимическими исследованиями. Удалось расшифровать название родника нашему руководителю. Он установил, что в средней полосе России термином «крупчик, крупец» обозначали маломощные родники, которые «выдавали» воду как бы по крупицам, то есть понемногу. До сих пор родники с таким названием можно встретить в центральной полосе России, например, в Курской, Калужской областях.

Полагаем, что название роднику дали где-то в XIX веке, когда границы села приблизились к источнику. В атеистический период отечественной истории не принято было ходить за святой водой. Да большинство молодого поколения даже и не знало о существовании родника. Его в то время и найти было не просто. Но и то на Крещение люди шли сюда за святой водой.

Только в 90-х годах ХХ века «традиция» стала вновь возрождаться. В конце 90-х годов источник был освящен. Это, видимо, было второе его освящение. Первое, несомненно, уходит корнями в седую старину.

В начале 2000-х годов по инициативе жителей села Шариповой Р.Д. и Шарипова Н.Х. было решено благоустроить родник, облагородить территорию. Тогда, при проведении работ, пришлось «сместить» источник, проведя трубу и выложив из камня небольшой колодец, так как подходы к старому подходу были сильно заболочены.

Постепенно жителями села при активном участии семьи Шариповых были обустроены подходы к источнику, установлены указатель, крест. Ведутся работы по благоустройству территории, прилегающей к роднику.

Летом 2010 года источник был вновь освящен. Это было третье освящение.

До революции на крещение и в день иконы Тихвинской Божьей Матери у источников было многолюдье. Народ шёл за святой водой. Люди набирали воду, умывались, некоторые обливались водой.

В настоящее время происходит второе «рождение» источника. Старая добрая традиция вновь обрела жизнь. К роднику идут и местные жители, и приезжающие, некоторые целенаправленно приезжают сюда за святой водой. Практически не бывает такого дня, чтобы у источника никого не было.

До войны жил в селе целитель, прорицатель Сергей Фёдорович Борисов, более известный как Сергий Павшинский. По свидетельству старожилов, ходил он по окрестным селам, предсказывая многим судьбу, наставлял, как жить, лечил больных травами, рекомендовал пить воду из Тихвинского святого источника. Имя Сергия Павшинского было широко известно по всей Тульской области. Где бы не останавливался Сергий переночевать, в тот дом начинали стучаться и спрашивать: «Где тут Серёжка Павшинский? Нам сказали, что только он может исцелить». Так обнаружили первый дар Божий- лечить людей. В дальнейшем к нему добавились и другие дары: дар прозорливости и рассуждения, дар исцеления бесноватых и порченных. За все эти благодатные действия пришлось платить Сергию немалую плату- гонения людей и властей, тюрьму, клевету, покушение на жизнь. После лагерей старец не вернулся в Павшино, жил в Туле. Там в 1946 году он и умер, похоронен на Всехсвятском кладбище неподалеку от кафедрального собора.

Итак, мы увидели, что Сергий Павшинский для исцеления больных использовал святую воду источника для приготовления целебных травяных настоек. Сам он пил воду только из родника со святой водой, хотя совсем неподалеку от дома, где он жил, было несколько родников с кристально чистой водой (они до сих пор существуют, и люди используют их), от дома же Сергия до тихвинского источника более 500 метров.

Перед началом работ по возрождению источника брали пробу воды для проведения анализа. В полученном заключении указывалось, что вода по своим физическим и химическим свойствам не просто полезна для питья, но и обладает удивительными целительными свойствами (по свидетельству Шариповой Р. Д., одной из инициаторов возрождения святого источника).

    Уже сейчас источник пользуется большой популярностью у народа.

 

   Как добраться до источника?

Вариант 1. От автовокзала «Заречье» на автобусе маршрута № 172 «Тула-Афанасьево» до остановки «Новое Павшино», далее пешком (около 20 минут). Время отправления от автостанции: 850, 1155; из Павшино: 1310, 1730.

 

Вариант 2. От центрального автовокзала до поселка Дубна, далее на рейсовом автобусе (время отправления 1500) до села Новое Павшино.

 

Вариант 3. На личном транспорте.

      По Новокалужскому шоссе (или Старокалужского до Новокалужского) до поворота на дорогу «Новокалужское шоссе - Дубна». Далее следовать в южном направлении до указателя «Святой источник» (примерно 6 км, от указателя до источника 300 метров, подъезд хороший)

 

Информацию о селе Новое Павшино, святом источнике можно получить в интернете на сайтах:

pavshino-shkola.com1.ru

 

3.     Заключение.

 

       В своей работе мы постарались, насколько возможно, описать современное состояние святого источника, раскрыть происхождение его коренного названия, описать события, связанные с его вторым «рождением», вклад в это жителей села.

      Святая вера не иссякает, подобно животворящей воде, той, что струится меж камней на окраине нашего села. Закончить работу мы хотели бы стихотворным завещанием Сергия Павшинского.

 

Встань, пробудись от крепкого сна, грешная наша душа.

Ты грехами отягчена, грешная душа, за свои земные сласти в ад погружена.

Проснись ты, грешная душа, и осмотрись вокруг себя,

И созерцай прошлую свою земную жизнь.

Ты была в теле своем восемьдесят лет.

Что приобрела? Дай мне ответ.

Отвечает душа:

Я восемь десятилетий в теле была, много черных грехов приобрела:

Я не воздержанна была, к молитве нерадива была, к посту ленива была,

В Церковь Божию вовремя с неохотою шла,

Во всю жизнь к каждому греху охотлива была.

Теперь приходит конец моей жизни на земле.

Хоть последние дни жизни твоей проснись, душа! Оплачь свои грехи!

И своим братьям и друзьям скажи, и по духу детям прикажи!

Дети! на земле живите – от роскоши, гордости уходите.

От осуждения дальше уходите.

От веселой жизни убегайте, чистоту телесную соблюдайте.

Как можно чаще себя укоряйте, братьев и сестер не осуждайте.

Вкусной и сладкой жизни не желайте. Благодарность Богу воздавайте.

По сие возможности милостыню подавайте.

Я умру, грешный, вы в своих молитвах не забывайте!

Друг друга любите, к отягщенным, скорбным ходите,

Ласковые, добрые слова им носите,

В скорбях им хоть словом помогите,

Как можно чаще пред Господом вздыхайте,

За грехи свои слезы проливайте,

Кто чем обидел-забывайте, добрым словом и делом им воздавайте

К труду и смирению поучайте.

Я восемьдесят лет жил, очень гордым был,

По грязным дорогам ходил и все грехи творил

Сейчас вижу стоит предо мною и говорит: ты – мой!

Не будьте таковы, как я, грязный был.

 

Примем его с верой.

 

Литература и источники

 

1. Гаврилова Ю. Со святой водой все напасти долой, «Слобода», 23-30.06.2004.

2. Малицкий П.И. Приходы и церкви Тульской епархии, Тула, 1895.

3. Панфилова М. Умыться живой водой, «Тульские епархиальные ведомости», №7, 2010.

4. Панфилова М. Богоугодное дело новопавшинцев, «Тульские известия», №126, 2010.

5. Платонова Т. Легенды Дубенского края. Исследовательская работа. 2004.

6. Положенцев В.И. Плакучее Берёзово, «Наследие». Общественно – политическая газета Дубенского района Тульской области, №30, 2007.

7. Положенцев В.И. Ключи благодати, «Наследие». Общественно – политическая газета Дубенского района Тульской области, №40, 2010.

8. Шемелёв Ю.И. Топонимы моего окружения. Рюкзачок знаний, №5,2009.

Приложения

 Фотоматериалы Провоторовой Дарьи

   

 

 

Схема движения к источнику

Карта «К святому источнику»

План местности в районе источника

Указатель на дороге Дубна – Новокалужское шоссе

Дорога к источнику

Жители села идут от источника

Крест с иконой Тихвинской Божьей Матери на подходе к источнику

Вид на площадку перед источником

Информационная витрина

Источник Тихвинской иконы Божьей Матери

Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Отлично! Отлично! 100% [1 Голос]
Очень хорошо Очень хорошо 0% [Нет голосов]
Хорошо Хорошо 0% [Нет голосов]
Удовлетворительно Удовлетворительно 0% [Нет голосов]
Плохо Плохо 0% [Нет голосов]
Для слабовидящих

Панель входа
Имя:
Пароль:
Запомнить?


[ Регистрация ]
[ Забыл пароль ]
Внимание всем!
ШокНе забывайте делать перерыв при работе с компьютером, а также упражнения для глаз!Сердитый