Исследовательская работа по правам детей

Выполнила ученица 9-го класса МОУ Новопавшинской ООШ Чуева Анна

Руководитель Провоторов В.А.

 

План

1. Виды нарушений прав ребёнка
2. Материалы анкетирования учащихся по правам детей
3. Практический материал по опросам учащихся о нарушении прав детей.
4. В помощь учащимся о правах детей

 

1. Виды нарушений прав ребёнка

Права детей представляют собой целостную систему и включают права на жизнь, воспитание в семье, защиту от правонарушений и т.д. Для обеспечения этих прав имеет значение все - от семейного окружения до свободного времяпрепровождения ребенка. При этом дети фактически не способны самостоятельно защищать собственные интересы. В то же время, большое количество подростков сталкиваются с различного рода правонарушениями.

В России дети особенно остро страдают от неблагоприятных последствий экономических и социальных реформ и несовершенства законодательства.

Необходимо сказать и о высочайшей сложности выявления нарушений прав детей. Одновременно распространенности их в нашей стране во многом способствует массовый правовой нигилизм взрослого населения и детей.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости повышенной защиты прав ребенка.

В правовой науке различают следующие виды нарушений таких прав:

1) на жизнь, включая медицинское обслуживание, благоприятную окружающую среду, обеспечение нормального уровня жизни, жилищные права и т.д.;

2) на развитие, в т.ч. образование, отдых, воспитание в семье и т.п.;

3) на защиту неприкосновенности личности, от эксплуатации и оскорбления, алкоголя и наркотиков.

При этом нарушения прав несовершеннолетних совершаются практически повсеместно: в семье, школе и других образовательных заведениях, учреждениях здравоохранения, вне обычной среды жизни (например, на улице).

Подобные правонарушения могут быть сопряжены с жестоким обращением, применением насилия или агрессии в отношении ребенка либо не связаны с такими действиями.

Нарушения прав детей часто вовлекают их в антиобщественный образ жизни, включая совершение преступлений, или не вызывают противоправных последствий.

Но любое нарушение прав несовершеннолетних порождает ответную реакцию: равнодушие и жестокость. Любое безнаказанное правонарушение в отношении ребенка ведет к его психическим отклонениям. Подростки, подвергавшиеся насилию, переносят его на взрослых, сверстников, особенно более слабых, на животных. Поэтому растет число убийств и тяжких преступлений среди подростков, в том числе отличающихся особой жестокостью и глумлением над потерпевшими. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе.

Результаты изложенных нарушений прав ребенка могут вызвать как повышенную ранимость и эмоциональную глухоту, так и отклонения в половой сфере; вовлечение в преступную группу. Например, каждый четвертый беспризорный и безнадзорный ребенок имеет отклонения в психике, среди них - психопатия, алкоголизм, олигофрения, эпилепсия, шизофрения. Значительная часть этих заболеваний связана с условиями жизни несовершеннолетних, постоянно подвергающихся плохому обращению. У таких детей складывается убеждение, что грубость и жестокость являются нормой поведения людей. Часто несправедливое отношение вызывает у ребенка желание отомстить любой ценой, что ведет к совершению преступлений, в т.ч. групповых. Ежегодно свыше 700 тыс. детей в результате нарушения их прав попадают в "зону риска", которая представляет собой возможность стать безнадзорным или беспризорным, опасность вовлечения в преступную деятельность, проституцию, наркоманию.

В перечень субъектов нарушений прав несовершеннолетних входят родители и члены семьи ребенка, учителя, сверстники, должностные лица государственных органов.

Нарушителями прав несовершеннолетних являются и сотрудники правоохранительных органов. Доля их в таких правонарушениях составляет не более 4%, но в последние годы наметилась устойчивая тенденция их роста. Одновременно 31% опрошенных подростков указали, что подвергались избиению, из них сотрудниками милиции - 85,1%. Жертвами психического насилия в форме угроз или запугивания стали 61% опрошенных, в т.ч. со стороны работников милиции - 65%.

Законодательные гарантии далеко не всегда обеспечивают каждому ребенку право на воспитание в семье. Доказательством тому служат возросшие безнадзорность, беспризорность и преступность несовершеннолетних. Указанное право предполагает контроль со стороны родителей поведения детей и обязанность обеспечивать материальные и духовные условия нормальной жизни и воспитания ребенка, охрану их здоровья, образование и развитие. Наиболее сложно реализовать право на воспитание в семье детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям с психическими и физическими отклонениями. Сегодня в специальных государственных воспитательных учреждениях находится более 450 тыс. таких несовершеннолетних, причем более 90% из них имеют живых родителей, которые уклоняются от воспитания детей, лишены родительских прав или находятся в местах лишения свободы.

С правом на воспитание в семье тесно связано право на образование, реализация которого сильно затруднена для неблагополучных детей: беспризорных, безнадзорных, несовершеннолетних из малообеспеченных семей. Такие семьи зачастую не могут обеспечить своего ребенка всем необходимым для школы.

Нарушается и право несовершеннолетних на жилище. Распоряжение их жилыми помещениями нередко осуществляют недобросовестные родители и опекуны в ущерб интересам детей. Органы опеки и попечительства и администрация учреждений для детей-сирот не всегда принимают меры по закреплению жилья за этой категорией граждан. Имеет место одновременная регистрация в квартире вместе с детьми посторонних лиц, которые затем продают такое жилище.

Нужно сказать о нарушениях прав ребенка на неприкосновенность личности и защиту от жестокого обращения. Эта проблема остается весьма актуальной. Так, согласно опросу директоров школ и учреждений профессионального образования, проведенному в нескольких регионах России, 72,9% этих должностных лиц приходилось принимать меры для защиты детей от безразличного отношения к ним родителей, а 32,2% защищали несовершеннолетних от физического насилия. При этом ежегодно 40 тыс. родителей лишаются родительских прав. Заметим, что понятие "жестокое обращение с детьми" включает все формы физического и психического насилия, причинение побоев, нанесение оскорблений, невнимательное и небрежное обращение, эксплуатацию, сексуальные посягательства на ребенка.

Особого внимания заслуживает право детей на половую неприкосновенность. Результаты выборочных исследований показывают, что несовершеннолетние составляют более 37% жертв половых преступлений. За последние годы значительно увеличилось число действий сексуального характера с лицами, не достигшими 16-летнего возраста (в 30,8 раза), развратных действий (в 3,6 раза). По данным МВД России, количество сайтов с детской порнографией увеличилось почти на треть, а интернет-материалов - в 25 раз. По оценкам независимых экспертов, объем подобных ресурсов достиг более 300 млн. веб-страниц. При этом средняя посещаемость одного сайта составляет около 30 тыс. человек в месяц. Исследования ведущих криминологов показывают, что возраст жертв сексуальных посягательств колеблется от 4 до 15 лет, чаще всего подвергаются насилию дети от 3 до 9 лет. Причем каждый год число подобных преступлений увеличивается.

Для того чтобы выйти из сложившейся неблагоприятной ситуации, нужна мобилизация всех сил общества. При этом особое внимание следует уделить оказанию несовершеннолетним своевременной и качественной юридической и психологической помощи.

Одновременно требуется осознание правоприменителями - судьями, прокурорами, работниками иных правоохранительных органов, адвокатами - действительной значимости проблемы защиты прав детей.

Нуждается в совершенствовании действующее законодательство. В нем немало так называемых спящих норм, которые необоснованно редко применяются на практике. Поэтому необходима активная правоприменительная практика в сфере защиты прав ребенка. <1>

-------------------------------------

<1> http://www.juristlib.ru/book_4652.html

 

С целью выявления знаний правовой культуры у учеников МОУ Новопавшинской ООШ было проведено анкетирование по вопросам,  представленным на диаграммах. Опрошены были учащиеся 7 – 9  классов, всего 17 человек. Получены следующие результаты.

 

 Диаграмма №1

 

 

Как видно из диаграммы более половины учащихся не смогли назвать даже одно своё право. Не лучше дела обстоят и со знанием своих обязанностей, на это указывает диаграмма №2. Минимальное число обязанностей не смогли назвать 53% анкетируемых. Ещё хуже обстоит дело с различием понятий: аморальный и противоправный поступок. Никто не смог определить разницу между данными понятиями (см. диаграмму №3), более того, 94% опрошенных  даже не попытались это сделать.

 

Диаграмма №2

 

Диаграмма №3

 

На вопрос об ответственности за совершённый проступок 71% учащихся указали на родителей, диаграмма №4, остальное пришлось на школьных работников, что то же правомерно, поскольку не было указано место совершения поступка, другими словами ребята с этим вопросом справились.

 

Диаграмма №4

 

Привлекателен оказался ответ на вопрос в диаграмме №5. Ребята показали свою зрелость и ответственность за совершаемые поступки, никто не думает о своей выгоде и в большей степени не кивает на своих друзей.

 

Диаграмма №5

 

Показали свою компетентность ребята и в следующем вопросе, диаграмма №6. Почти половина ребят ответили, что ответственность за преступление связано с возрастом ребёнка.

 

Диаграмма №6

 

Интересный результат был получен на следующий вопрос, диаграмма №7. Более трёх четвертей учащихся сознались бы в своей вине, если бы в совершённом ими преступлении обвиняли другого человека. На самом деле для такого поступка нужно большое мужество, честность, гордость.

 

Диаграмма №7

 

         Более правдивыми кажутся ответы на следующий вопрос, диаграмма №8. 41% ребят попытались бы выгородить своего товарища, если для оправдания невинного человека нужно было бы назвать виновником своего друга,  а 24% просто бы смолчали, что характерно для данного возраста. Сказать правду, значит, утратить статус в своём кругу, стать предателем, и 35% учащихся, которые  сказали бы правду – это не так уж и мало.

        

Диаграмма №8

 

 

А теперь, хотя учащиеся показали низкий уровень правовой культуры, исследуем нарушения прав ребят. Выше мы уже сообщали о всевозможных нарушениях прав детей, не исключением являются и учащиеся нашей школы. Как они это понимают, мы узнали из анкеты №2, результаты представлены диаграммами 9-12.

 

Анкета №9

 

Анкета №10

 

Анкета №11

 

Анкета №12

 

Исследования показали, что большинство ребята считают, что их права редко, но нарушаются. На долю взрослых приходится 50%, так же достаточно много – 29% приходится на долю сверстников. Если анализировать места, где больше всего происходит нарушение прав наших учащихся – это оказывается улица – 43%, а так же школа и общественные места – по 21%.

И  из последнего  вопроса анкеты становится ясно, что в большинстве своём ребята, при нарушении своих прав попытаются самостоятельно решить проблему – 41%, или просто всё проглотить и никуда не обратиться – 24%, надеются на родителей или на  уполномоченного по правам ребёнка – 12%, даже в суд готовы обратиться 6%, а вот в милицию или школу никто из детей, в случае нарушения их прав не обратится.

 

Попытка интервьюировать учащихся по нарушению их прав ничего не дала, хотя результаты, представленные выше, показали, что таковы случаи редко, но происходят. Ребята частенько снимают стычки между собой, видео одной из них здесь.

Есть информация ещё об одном давнем случае.

В нашем селе жила семья Письмаковых. Однажды глава семейства пошёл на кражу, решил снять электрические провода в соседней деревне Панковичи. С собой он взял старшего сына Александра.

В данном примере были нарушены права ребёнка на жизнь родителем, помимо всего, было вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

 

В заключении ещё раз хочется отметить низкую правовую культуру школьников, её необходимо поднимать различными мероприятиями, поиском информации в Интернете. Вот несколько ссылок в помощь учащимся.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа,  21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.).  Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 год

 

Основные права детей

 

Основные права детей 1

 

Главные документы — Международно-правовые стандарты прав ребенка ООН